ВИА «Дружба»
Год создания - 1958
Руководитель - Александр Броневицкий Ансамбль представлял собой отдельную вокальную группу из девяти человек и инструментальный квартет: рояль; электрогитара; контрабас; ударные. Случайно на одном из капустников студент дирижерского факультета Ленинградской консерватории Александр Броневицкий вместе со своими однокурсниками спародировал женский ансамбль "Березка": мужской вокаль но-танцевальный коллектив "Липка", семеня ножками, в платочках и сарафа нах, из-под которых "выглядывала" мужская обувь, вызвал гомерический смех собравшихся на вечере отдыха. Но шутка вскрыла страстное желание заниматься пением. После веселой премьеры ребята стали всерьез разучивать песни, возник самодеятельный студенческий вокальный ансамбль. Участники ансамбля приехали в Ленинград не только из различных городов страны, но и из разных стран Вос точной Европы. Они с удовольствием расписывали на голоса чешские, поль ские, албанские, болгарские, немецкие песни, увлекались новым звучанием народных мелодий, перекладывали для ансамбля шлягерные песенки. Ансамбль выступил в концер те для консерваторцев, тогда и обнаружился недо статок вокальных номеров, Броневицкий сумел уговорить организаторов вы пустить на сцену новый коллектив. В 1955 году, когда шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи в Москве, моло дежный интернациональный ансамбль, зримо воплотивший идею фестиваля, встретил горячий прием у зрителей. На том первом выступлении коллектива среди зрителей находилась студентка Ленинградского университета Эдита Пьеха (которая и придумала название коллективу перед выступлением в Филармонии 8 марта 1956 года), приехавшая учиться в СССР из Польши. Она буквально заболела "Дружбой" и вскоре стала солисткой ансамбля, польские и французские песни в исполне нии Пьехи органично вошли в репертуар. Первое выступление Эдиты Станиславовны состоялось в новогоднюю ночь с 1955 на 1956, с песней Владислава Шпильмана "Красный автобус". В 1957 году с программой - "Песни народов мира", ансамбль вы ступил на VI Всемирном фестивале молодежи в Москве и завоевал золотую медаль и звание лауреата. Выступления по радио и телевидению, записи на пластинки увеличили популярность "Дружбы". Но вскоре после фестиваля перед "ребенком дружбы" встали неожиданные труд ности: многие участники ансамбля, окончив консерваторию, разъехались по домам в свои страны. Ансамбль пришлось набирать заново. В него вошли молодые певцы (В.Окунь, М.Бакеркин, А.Золотов, Л.Алахвердов), выпускники различных факультетов Ленинградской консерва тории. Почти год ансамбль вынужден уйти на ре петицию. Манера исполнения песен ансамбля не изменилась: итальянская, английская, американ ская, польские, фран цузская песня включена в репертуар, современная советская песня была представлена весьма скудно - это принципиальная ориентация, которой придерживался ансамбль в начальный период деятельности. К тому же, работая над новой программой, коллектив и его руководитель стремились повторить успех "Дружбы-1", вокальный октет и его со листка, несколько номеров из прежних программ. В 1959 году перед зрителями появился фактически новый ансамбль, и первые же его выступления показали, что все страхи были напрасными. "Дружба-2" отправилась в большую гастрольную поездку по стра не, принимая участие в концертах Ленинградской эстрады, на концертах аншлаги. Успехи "Дружбы" дают коррективу в репертуаре, появляется всё больше песен советских авторов и композиторов. Украшением "Дружбы" стала ее солистка Эдита Пьеха. Обладательница небольшого, но выразительного низкого голоса. Успех коллектива и Эдиты Пьехи был закреплен в 1962 году на Всероссий ском конкурсе артистов эстрады, где молодежный ансамбль "Дружба" завоевал первую премию и звание лауреата. Через два года творческой деятельности ансамбль получил предложение участвовать в программе "Эстрада без парада" в Москве, куда и выехала для участия солистка Эдита Пьеха. Однако коллектив ВИА "Дружба" отказался от подобной авантюры обосновав это тем, что самостоятель ные выступления ансамбля проходят на "ура". Однако в программе приняли участие Эдита Пьеха (вокал) и Алек сандр Броневицкий (фортепиано), взявшие на себя всю нагрузку объявленной в афишах "Дружбы". Руководство Ленинградского отделения ВГКО участников ансамбля уволило. Ровно год "Дружба" находился на реформации и через год представил новую программу. При отборе участников для "Дружбы-3" Броневицкий решил создать кол лектив на иных принципах, пригласив в ансамбль солистов из России, Таллина, Украины, Бе лоруссии, Грузии, Армении. "Дружба" стала многонациональной, в её репертуаре впервые широко зазвучали пес ни народов нашей страны. Исполнение каждым участником своих песен на род ном языке не только придавало программе колорит и разнообразие, но и сдела ло ее целенаправленной. В вокальный состав "Друбжы-3" вошли: Эдита Пьеха; Анатолий Королёв; Владимир Коротаев; Тойво Соостер; Мирослав Фикташ; Богдан Вивчаровский; Николай Диденко; Томаз Чиаурели; Вартан Амбарцумян; некоторое время в ансамбле работала Мария Кодряну (вокал), подменяя Эдиту Пьеху во время зарубежных гастролей. О новом составе очень лестно отозвалась пресса. Несмотря на то, что было много промахов: недостаток вокального мастерства, неумение жить в ансамбле, отсутствие индивидуальной манеры, неумение играть песню. А. Броневицкому пришлось приложить большие усилия, чтобы не замарать славы "Дружбы", а затем и приумножить её. Чуткий к современности ансамбль стал строить свои программы почти целиком из произведений советских авторов. Содружество с композиторами и поэтами, особенно с Р. Рождественским, по стоянное стремление обогащать репертуар, дало возможность коллективу стать первооткрывателем многих замечательных песен. Ансамбль смело обращается к новым современным ритмам (в т.ч. "Твист"). Песни из последних его программ написаны и испол няются в современном "битовом" стиле. Изменения произошли и в инструментальной части ансамбля: на смену контрабасу пришли гитары, появился электроорган+ За продажу двух миллионов одного диска с песнями в исполнении Эдиты Пьехи фирма "Ме лодия" была удостоена специальной премии на Международном фестивале грамзаписи "Мидем" в Канне (1968 год). В 1976 го ду Пьеха уходит из ансамбля и начинает работать самостоятельно, выступая с сольными концертами. С уходом Эдиты Станиславовны (Символа ансамбля) популярность коллектива резко падает, но "Дружба" продолжает творческую деятельность, готовя новые программы для своего слушателя, записи на пластинках.